Секреты кулинарной фотографии

Перевод статьи Tips on Food Photography.
Статью написала Helen, автор блога Tartelette. Ее фотографии удивительно красивы и элегантны, я уж молчу про ее мастерство выпечки! Давайте познакомимся с ее секретами фотографирования десертов!


 Копирование и перепечатка перевода без разрешения автора запрещены!

imageLeemei попросила меня поговорить о моей кулинарной фотографии, в то же время я планировала создать раздел FAQ (Часто задаваемые вопросы, прим. переводчика) для своего блога. Я решила, что это знак, что пора сесть и написать.
Я не собираюсь говорить вам, что вы должны делать так, как я и никак иначе! Скорее,  я планирую рассказать вам, что получается у меня, чему я научилась и что применила в моих собственных фотографиях за последние пять лет. Если на то пошло, у каждого свой путь в кулинарной фотографии и я, например, снимаю только десерты, что, несомненно, отличается от съемок других блюд, но я надеюсь, что вы почерпнете немного из моего опыта.
И помните, что нет ничего неизменного, и все правила могут быть нарушены для достижения результата, который вы хотите получить, и то, что работает для меня, может не сработать для вас. Так что практика, практика и еще раз практика!



Любительская ли у вас камера (Point and Shoot) или зеркальная, помните, что не оборудование делает снимки, а фотограф. Причина, по которой я обновилась до зеркальной камеры, первоначально было желание большего количества мегапикселей и более высокого разрешения фотографий для печати, но и потому что я чувствовала, что исчерпала возможности любительской камеры и готова перейти на новую ступень.
Я веду кулинарный блог чуть менее 3 лет и начинала с Canon A610. В феврале я обновилась до зеркалки - Canon Rebel XTi. Я получила только “тушку” (боди, тушка - от англ. body - зеркальный фотоаппарат без объектива, прим. переводчика), отказавшись от китового объектива (кит- от англ. kit - комплект, т.е. комплект заркалка+объектив, предлагаемый производителем. Чаще китовый объектив не очень качественный, прим. переводчика), который обычно идет в комплекте, и докупила пару объективов с фиксированным фокусным расстоянием.
Первый - Canon 50mm f/1.8, который я очень люблю, безусловно был отличным вложением ок. $80. Второй – Canon 100mm macro f/2.8, который был дороже, но если вы взглянете на фотооборудование таких продавцов как KEH или B&H, вы вы поймете, что товары там отличного качества. Наличие пары фикс-объективов – отличная инвестиция: у них высокое качество и зачастую более широкий диапазон диафрагмы, и вы можете использовать их как зум-объективы (объектив с переменным фокусным расстоянием, прим. переводчика) просто перемещая вперед и назад – ближе и дальше от еды – как пожелаете.
Несмотря на то, что теперь я снимаю исключительно зеркальной камерой, есть основы, которые применимы для всех  камер, снимаете ли вы на пленочный или цифровой, компактный (любительский) или зеркальный фотоаппарат.
1) Свет и освещение
Я снимаю исключительно при естественном освещении. Я не имею ничего против использования вспышек, когда дело касается фотографирования еды, но для этого нужны дополнительные знания и оборудование, траты на которое в данный момент не запланированы в моем бюджете. Также я не использую искусственные осветители как лайтбоксы, опять же ничего против них не имею, но мне очень повезло жить на юге, где много солнца, и комната, где я снимаю, очень хорошо освещена.
image
Когда я начинала фотографировать, я использовала журнальный столик рядом с кухней, слева от меня было два больших окна. Но я люблю собирать реквизит, фоны и в сочетании с минимальным фотооборудованием, которое я использую, все это становится головной болью для моего мужа, слишком заманчивой добычей для собак и страданиями при перемещении, когда у нас посетители. Я переместила все в другую комнату, купила большой кусок фанеры, который перекрасила и установила на 2 подпорки – это и стало моей фотостудией. Я использую часть полок в шкафах для реквизита и прочего, и я могу спокойно сесть и лучше все спланировать.
2) Инструменты для работы со светом
Я использую некоторые инструменты для усиления естественного света, благодаря чему, я трачу меньше времени на редактирование фотографий перед выкладыванием на блог, и что позволяет сделать из картинки “конфетку”.
Иногда мне нравится играть с тенями, но чаще я использую кусок толстого белого картона для отражения света справа.
image
Это освещает десерт со всех сторон, в том числе со стороны, на которую не падает свет. (См. рисунок ниже)
image
(На рисунке слева без использования белого картона, справа – с использованием. Прим. переводчика)
Также у меня есть несколько отражателей (по $25), которые я держу одной рукой, в то время как второй рукой нажимаю на кнопку спуска затвора.
image
На фотографиях кексов ниже один снимок сделан без использования серебристого отражателя – он хорош, но выглядит немного плоско. Второй снимок сделан с отражателем, расположенным справа, что добавило четкости и ясности.
image
Даже незначительные улучшения могут привести к большим изменениям, когда вы начнете подходить к съемке каждого предмета индивидуально. Для тыквенных тарталеток с меренгами, которые я недавно снимала, я использовала только пенную доску, так как я обнаружила, что серебристый отражатель добавлял меренгам металлический оттенок, что мне не понравилось.
Лучшее время для съемок зимой для меня с 8 утра до 2-х часов дня. Около 11 утра ослепительно яркий свет, поэтому я использую тонкий кусок белой ткани для рассеивания света.
image
Это помогает в случаях, когда слишком яркий свет, либо много желтизны в освещении комнаты. Летом солнце светит под другим углом, и я могу снимать до 4 вечера при хорошем освещении. Когда слишком ярко рассеиватель (к примеру, кусок простой белый простыни) позволяет убрать яркий свет в комнате, сохраняя при этом достаточно света.
3) Постоянство
После того, как для съемок я переместилась в другую комнату, я поставила свой рабочий стол таким же образом, как раньше, со светом, падающим слева. Не то чтобы я слишком упряма для изучения нового, просто я "знала" это освещение, я росла с ним в течение года с моей любительской камерой, и мне было комфортно с ним.
Постарайтесь найти постоянство в месте съемки и вы меньше будете думать о том, как и что расставить вокруг еды, и сможете сфокусироваться лучше на самой еде. Если вы хорошо знаете место съемки, то лучше всего подготовить все заранее, даже если вам нравится, чтобы все было просто и без наворотов. Гораздо легче снимать, когда место съемки не загружено лишними предметами и готово к использованию.
4) Планирование
“Планирование помогает произойти неожиданностям”. Мои установки не сложны, тем не менее, я уделяю время обдумыванию, однако планируя, не увлекайтесь – все должно оставаться простым, чтобы не затмить приготовленную вами еду. Далеко не всегда образы, появившиеся у меня в голове, реализуются в итоге на столе. Потратьте лишнюю минутку для перестановки компонентов снимаемого блюда. Я не сильна в пошаговой съемке, но иногда люблю заснять отдельные этапы приготовления десерта.
Для съемки тарталеток от состояния только приготовленных до состояния с меренгами я продумала все, что может понадобиться, и нашла время для съемки различных этапов приготовления для иллюстрации конечного изображения. Вы можете поступать так же, если хотите фотографировать процесс приготовления, промежуточные пункты рецепта и т.д., вы также вольны использовать больше или меньше оформления – на ваш вкус.
Планируйте рабочее пространство заранее, чтобы вы могли сфокусироваться на блюде, а не метаться по кухне в поисках места, куда поставить разделочную доску с овощами или кастрюльку с кипящим соусом…
image
Штатив очень полезен в этих случаях. Я люблю свой штатив по очевидной причине – у меня дрожат руки, но также и потому что я могу установить настройки камеры для оригинального кадра, отойти, разложить все на тарелке, затем просто поставить ее и нажать на кнопку спуска затвора и оп! Снято!
Мне также он необходим, так как одна рука находится на кнопке спуска затвора камеры, а другая держит и передвигает либо отражатель, либо пенную доску. Я могу также установить рамку, посмотреть в видоискатель и буквально дотянуться до стола, чтобы расставить посуду и реквизит, не теряя при этом угла, который мне нравится.
Я никогда не думаю о штативе как о тяжеловесном статичном оборудовании. Мой штатив путешествует вокруг стола, располагается ближе или дальше, головка (поворотный механизм штатива, позволяющий изменять ориентацию камеры без перемещения самого штатива, прим. переводчика) направляется вверх или вниз… не соскучишься! Это особенно полезно при съемке жидкостей в движении, например, когда я наливаю горячий шоколад в чашку и снимаю в то же время, или при фотографировании мороженого.
Для съемки мороженого на палочке (см. ниже), я должна была  торопиться, так как в тот день было очень жарко, и я знала, что мороженое растает в течение нескольких минут, не оставив мне времени, чтобы поиграть с настройками камеры и углами съемки. Я поставила поднос с пустыми формочками таким образом, как бы я хотела видеть мороженое в окончательном варианте, установила штатив и настройки камеры, и когда я был готова снимать, я заменила пустые формочки реальным мороженым и сфотографировала. И никакого стресса!
image
5) Реквизит
У меня есть белые и темные фоны, есть также несколько цветных. Я начинаю процесс съемки с обдумывания, на каком из них будет выделяться блюдо, а какое будет резать глаз. Обычно я застилаю стол куском ткани, а поскольку он довольно длинный, я иногда использую его в качестве заднего фона. Например, кексики я фотографировала без фона, просто на куске ткани, в то время как тарталетки были сняты с простыней, закрепленной сзади.
image
Я стараюсь не использовать слишком много разных тканей, так как я зачастую просто забываю, что у меня есть. Когда я начинала, я посетила магазины тканей и закупила по одному ярду (чуть меньше метра, а точнее 0,9144 метра, прим. переводчика) разных тканей, которые, как я думала, должны были быть хорошим фоном. Разной белизны, различной текстуры, немного розовых и  красных, голубых и темных. Я также обнаружила, что чем больше рисунков на ткани, тем больше они отвлекают глаз. Белый же наиболее понятен, и легко можно варьировать цветами тарелок, салфеток и другой утвари… Мне нравится использовать темные фоны, когда я снимаю десерты ярко розовых, пурпурных, оранжевых и красных оттенков.
Посуда: Все на ваш вкус. Но опять же, лучше меньше, когда дело касается реквизита. Позвольте блюду самому рассказать, лишь чуть улучшив вид такими штрихами как вилка, квадратное блюдо вместо круглого, красивая чашка, цветная салфетка. Я люблю сделать одно фото с предметом отдельно и несколько - с небольшим количеством реквизита, проверяя, получится ли законченная картина или нет. Опять же, позвольте вашему инстинкту управлять вами.
Порой пустые места могут помочь остановиться взгляду на самом интересном. Иногда хорошо расположенная ложка или салфетка могут выделить ваше блюдо. Используйте вашу собственную фантазию и не забывайте веселиться.
6) Настройки камеры
ISO:Вне зависимости от освещения я снимаю при ISO, равным 100, даже когда облачно. На более низких ISO гораздо меньше цифровых шумов, что позволяет сохранить более высокое качество фотографий. Разумеется, что более высокое ISO позволяет снимать при более высокой выдержке и при этом получать меньше смазанных изображений. Но, поскольку я снимаю со штативом, и моя еда не движется, а я перемещаюсь в нужную мне точку и устанавливаю штатив там, где я хочу снимать, я могу снимать на низком ISO.
Если у вас компактная камера, вы можете установить более низкий ISO, но у вас не будет такой возможности использовать освещение, как при использовании зеркальной камеры. Когда у меня был компактный фотоаппарат, мне все время приходилось следить, достаточно ли света в комнате, кроме того, я снимала в макро режиме (маленькая иконка-цветок) и с приоритетом диафрагмы.
Баланс белого:
Я считаю, что действительно имеет значение, где вы живете, так как я часто снимаю с настройками “дневное освещение” вместо “автоматический баланс белого”. Но ничто не вечно под луной, поэтому я пробую оба варианта для одного и того же объекта до начала съемки и выбираю, какой вариант лучше подходит для освещения этим днем (и этим временем года - зимой или летом). Опять же, лучше всего поиграть с различными настройками камеры, чтобы понять, что вам больше нравится. Прелесть цифровых фотоаппаратов в том, что всегда можно удалить!
Настройки: Я снимаю с приоритетом диафрагмы. Мне так удобнее, но когда у меня впервые появился XTi, я положила несколько кексиков на столе, установила штатив и сняла с 3 разными значениями “f/stop” (установка диафрагмы объектива, прим. переводчика) (открытое-среднее-закрытое значения), чтобы посмотреть, что мне больше нравится.
F/stops: На следующем шаге определимся со значениями “f/stop”. Когда я впервые начала фотографировать для блога, я была пленена снимками, идеально сфокусированным на блюде и с размытым фоном. Каким образом они получают такие большие глубины резкости? С объективом 50mm я получила самое широкое значение “f/stop” (= диафрагмы), равное 1,8, а в макро равное 2,8.
Диафрагма – это то, что позволяет свету проходить через объектив во время съемки. Открытая диафрагма – при малых значениях, как f/1.4 или f/1.8, закрытая диафрагма - f/22, вы можете установить его в любое значение в настройках камеры.
Если пока сложно разобраться с этим, запомните следующее: открытая диафрагма позволит большему количеству света проходит через объектив, но меньшая часть кадра будет в фокусе, остальные же объекты на переднем плане будут размыты, создавая глубину поля. А закрытое отверстие пропустит меньше света через линзу, больше объектов будет в центре внимания в кадре (меньше размытого) и будет больше глубина резкости.
Мне нравится играть с обоими вариантами в зависимости от объектов на фоне. Например, на снимках тарталеток ниже на рисунке слева с открытой диафрагмой трудно сказать, какие объекты на фоне. Ложки, тарелки, салфетки? При закрытии диафрагмы фон становится четче, легче угадать расположенные объекты.
image
Использование открытой диафрагмы позволяет выделить объект в группе.Например, обратите внимание на снимки стаканов ниже. Ваш глаз распознает группу, но фокусируется и привлекает ваше внимание только к одному объекту. Обычно я устанавливаю значение диафрагмы в пределах 2.8-5.6, что позволяет хорошо выделить еду на переднем плане и дает хорошую глубину поля в остальной части кадра.image
Компенсация экспозиции: Это мой "легкий" способ исправить проблемы освещения. На моем Canon’е это выглядит как кнопка с надписью AV+/-,это позволяет увеличить количество света на изображении даже при закрытой диафрагме. Это мой маленький спаситель, когда небо затянуто тучами, а я "должна" что-то снять, и у меня нет времени играть с настройками скорости срабатывания затвора и диафрагмы. См. фотографии ниже:
image
7) Редактирование фотографий
Я снимаю в большом формате в RAW и JPEG. Думайте о формате raw как о негативах: они не готовы для использования в качестве картинок, но содержат все данные, необходимые вам для создания фотографии. Я не использую Photoshop, а сочетаю использование GIMP (GNU Manipulation Program), которая похожа на Photoshop, (а также иногда пользуюсь Picasa от Google для просмотра JPEG файлов) и программ, которые были в поставке с моим XTi, для редактирования файлов в формате RAW и конвертирования их в JPEG формат для загрузки на блог. При работе с форматом RAW вы меньше теряете в качестве (цифровой шум и пиксели), поэтому стоит потратить дополнительное время, чтобы, например, увидеть материалы в напечатанном виде.
Я минимально редактирую свои снимки: контраст, может, немного повышение яркости или затемнение, иногда немного добавляю цветов и насыщенности. Мне нравится делать один и тот же кадр, по крайней мере, 3 раза с разными значениями диафрагмы, компенсации экспозиции и/или баланса белого, чтобы посмотреть, какой вариант потребует меньше редактирования перед публикацией на блог.
Я надеюсь, что Вы смогли почерпнуть для себя полезную информацию из данного текста, и помните, что нет лучшего способа научиться, чем практика и чтение о фотографии. И напоследок: занимайтесь тем, что делает вас счастливее!


image

Originally posted at http://cook-photodiary.blogspot.com/2009/06/sekrety-kulinarnoi-fotografii.html


Нравятся рецепты? Подпишитесь на RSS!

Подписка на Subscribe.ru


15 коммент.:

trinyslj комментирует...

velikolepnyj post, spasibo ogromnejshee!

Olga Gorchichko комментирует...

спасибо за отзыв :)

Анонимный комментирует...

Полезная статья! Спасибо!
Ольга

shendy комментирует...

Все очень понятно написано, много чего для себя почерпнула. Фотки. конечно, просто супер!! Будем стремиться к такому качеству :)

Спасибо за перевод!

oikuméne комментирует...

Большое спасибо за статью, за проделанный труд!

snoggl комментирует...

спасибо!

BiteandSip комментирует...

я читала как-то эту статью в оригинале и потеряла ссылку. Ольга, спасибо, что поделились

Анонимный комментирует...

Спасибо большое! Будем стараться заниматься любимым делом))

Olga Gorchichko комментирует...

успехов!

Ugugushechka комментирует...

Спасибо за полезную статью. У меня тут на фоне прочтения возникла мысля, а если вместо специализированного отражателя использовать фольгу? Или совсем бредовая мысля?

Olga Gorchichko комментирует...

совсем не бредовая! очень многие используют :) я тоже разок :)

Ugugushechka комментирует...

Нужно будет попробовать)) Уже запланировала перестановку в кухне, чтобы стол к окну переместить))

Olga Gorchichko комментирует...

дело хорошее! :) а я то на балконе, то в спальне на гладильной доске :-D, то в зале :)

мечтаю о времени, когда будет просторная кухня, СВЕТЛАЯ, все под рукой :)))

Елена комментирует...

Ольга, статья потрясающая. Спасибо Вам за перевод.
Очень много полезной информации.

http://confitureblog.blogspot.com/

Olga Gorchichko комментирует...

спасибо, Елена, за комментарий! Рада, что перевод пригодился

Отправить комментарий